Святые и святыни

 

 

Преподобный Сильвестр Обнорский

Память — 25 апреля/8 мая и 23 мая/6 июня (собор Ростово-Ярославских святых)

Тропарь Сильвестру Обнорскому, глас 6:

Иже измлада Христа возлюбив / и верою к Нему приближся, / изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое. / Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя, / моли Христа Бога мир мирови даровати / и буди помощник верою призывающим тя на помощь / и чтущим святую память твою.

Преподобный Сильвестр Обнорский, первый из подвижников Любимской земли, был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392; память 25 сентября и 5 июля). После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.

В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.

Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. . Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.

Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия (1354 — 1378; память 12 февраля) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки Обноры, он сохранился по сей день. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.

Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.

Мощи преподобного покоились под спудом в храме Воскресенского Обнорского монастыря, позже преобразованного в приходскую церковь. До самой революции к ним притекало множество паломников и из Любима, и из более отдаленных мест. В двадцатые годы прошлого столетия была сделана попытка вскрытия и осквернения мощей, но кощунники промыслом Божиим не добрались до подземного склепа, скрывавшего тело святого. В обители хранился покров с ростовым изображением преподобного, вышитым шелком, и с надписью: «7172 (1664) года дал в дом Сильвестру Чудотворцу покров черный старец Сильвестр на Обнору реку при себе и родителях» (ныне находится в Эрмитаже).

 

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Память — 23 января/5 февраля и 23 мая/5 июня (собор Ростово-Ярославских святых)19 августа/1 сентября(день обретения честных мощей)

Тропарь Геннадию Костромскому и Любимоградскому, глас 4Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа) По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая) и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии «Геннадиевым монастырем». Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги.

За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги.

Предсказание преподобного Геннадия будущей первой царице российской Анне Романовне

Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584 — 1587 годами. В нем помешено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте».

Скончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года, а 19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление. Мощи преподобного покоятся под спудом в основанном им монастыре.

Более подробные сведения о житии и чудесах преподобного Геннадия, его поучения, акафист и молитвы ему, — на сайте Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря.

 

Преподобномученик Иерофей Любимоградский

Память — 22 августа/4 сентября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

(Из 9-й песни канона службы преподобномученику Иерофею Обнорскому, Любимоградскому)

Радуйся, Иерофее, Обнорских преподобных похвало и верных Любимоградских славо. Вся силы небесная сликовствуют земным, Церковь Русская веселится, Патриарх вкупе со Собором радуется, днесь бо яви нам Господь облако свидетелей своих, в нихже и преподобнаго Обнорскаго Иерофея. Архиерейский приидите узрим Собор и облобызаем честная деяния его. Имиже прославиша, во Храме Христа Спаса нашего, святейший новомучеников сонм, всеосвященных благодатию Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога Нашего.

Трагические события XX столетия, наполненного духом богоборчества, тщившегося исторгнуть с корнем веру Христову с Земли Русской, не обошли стороной и ее Северную Фиваиду. Помраченные бесовским навождением люди-богоборцы оскверняли древние храмы и обители, эти тихие святые пристани, разоряли то, что некогда было создано их отцами и дедами, те места, где они сами должны были искать духовного утешения и подкрепления, предавали они поруганию и разрушению. Но не только святые церкви подвергали они опустошению и расхищению, они также преследовали, гнали и убивали служителей Христовых – благочестивых святителей, боголюбивых пресвитеров, благоговейных диаконов, честных иноков и инокинь, добродетельных мирян, достойно проходивших надлежащее им поприще. Христоборцы тщились любыми способами отвратить их от истины Божией, но они, как верные сыны и дщери Отца Небесного, безбоязнено, даже до смерти свидетельствовали о своей верности Христу. Они, как добрые ратники, оказавались не только искусными делателями своего подвига в тишине и мире, но и были настоящими исповедниками Христова имени пред людьми, в треволнении и скорби. Об одном из них повествуется в нашей статье.

Преподобномученик Иерофей Обнорский (в миру Никандр Арсеньевич Глазков) родился 27 октября 1889 года в деревне Панкратово Лежской волости Вологодского уезда и губернии в семье крестьянина.

Окончив курс земского начального училища в 1908 году, когда ему исполнилось 19 лет, Никандр поступил в число братии Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии. В обители проходил послушание хлебопека и пономаря. Послушник Никандр был пострижен в мантию в 1919 году с именем Иерофей (освященный Богом) в память священномученика Иерофея, епископа Афинского. В 1920 году монах Иерофей был рукоположен во иеродиакона будущим священномучеником архиепископом Вологодским Александром (Трапициным), прославленным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года. С 1921 по 1924 годы он проходил послушание ризничего.

Тяжело переживал инок разорение и закрытие монастыря:

Но вот появились недобрые люди,
Разрушили этот прекрасный цветник,
Все вырвано с корнем насильственно грубо,
И вот, как сиротка, обитель стоит.

— писал он в одном из своих стихотворений.

В 1925 году отец Иерофей, будучи изгнан из родной обители богоборцами, был принят в клир города Любима Ярославской губернии, где 25 мая епископ Любимский Сергий (Мельников) рукоположил его во иеромонаха с назначением настоятелем кладбищенской церкви Введения Пресвятой Богородицы. Три года спустя за усердное служение отец Иерофей был награжден набедренником.

В 1930 году иеромонах Иерофей был арестован, заключен в тюрьму, осужден за антисоветскую деятельность и приговорен к пяти годам лишения свободы. Отбыв срок в лагере, он в марте 1935 года вернулся и митрополитом Ярославским и Даниловским Павлом (Борисовским) был определен на прежнее место служения.

4 марта 1936 года отец Иерофей был награжден золотым наперсным крестом.
Скупые строчки архивных материалов говорят о том, что отец Иерофей, будучи истинным пастырем и монахом – воином Христовым, был верен до смерти (Откр. 2, 26). В проповедях он открыто обличал безбожную власть, пророчески предрекал ее конец, грядущую войну. Он уделял много внимания молодежи, призывал верующих сплотиться вокруг Церкви, прославлял новомучеников, убиенных безбожной властью.

27 июля 1937 года отец Иерофей был арестован и на следующий день переправлен из Любима в Ярославскую тюрьму. От него требовали показаний о знакомом духовенстве. Дать их священноинок категорически отказался.

19 августа 1937 года иеромонах Иерофей был приговорен к расстрелу и 4 сентября 1937 года расстрелян. Погребен был святой угодник Божий в безвестной братской могиле.

26 апреля 1989 года иеромонах Иерофей (Глазков) был реабилитирован, а на основании исследований комиссии по канонизации святых Ярославской епархии Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику святых преподобномучеников в великом сонме новомучеников и исповедников Российских.

15 февраля 2002 года исследователями из Москвы и Вологды в Любиме была найдена фотография святого и с нее написана икона, помещенная для молитвенного поклонения в Успенском храме Павло-Обнорского монастыря, а к празднованию его памяти (4 сентября н. ст.) в том же году написана служба.

 

Молитвами верного свидетеля Твоего преподобномученика Иерофея, Господи, остави нам беззакония наша. Аминь.

Автор П.Есин.

 

Священномученник Геннадий (Здоровцев Геннадий Николаевич)

Память — 4/17 июля и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

Священномученник Геннадий (Здоровцев Геннадий Николаевич), священник.
Родился в 5.07.1868 г. в семье священнослужителя   в селе Спасское-на-Элноти Любимского уезда Ярославской губернии. 28.06.1888 окончил курс Ярославской Духовной Семинарии и с 24 декабря служил учителем Рыловского начального земского училища Даниловского уезда.

3.03.1891 г. рукоположен во иерея епископом  Угличским Амфолохием (Сергеевским-Казанским) к церкви села Шарны Любимского уезда и в 1895 году назначен заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы. С 1904 по 1907 год состоял членом благочиннического совета 2-го округа Любимского уезда. 1.05.1908 г. резолюцией Ярославского архиепископа свт. Тихона (Беллавина) перемещен в ярославский кафедральный собор. Был членом попечительства о учениках Ярославской Духовной Семинарии и членом-казначеем епархиального училища. В 1914 году в связи с уходом за штат протоиерея Александра Автономовича Смирнова († 1915 года), определен настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери в гор. Ярославле.

В 1918 году, во время Ярославского восстания, с колокольни его храма пулеметчиком белогвардейцев велся обстрел наступавших отрядов Красной армии Неймана и Полякова.

18.07.1918 г расстрелян красногвардейцами вместо успевшего скрыться пулеметчика.

Книга «ВСЕ МЫ ХРИСТОВЫ» Ярославская митрополия РПЦ 2012

 

Священномученик Димитрий (Казанский)

Память — 4/17 июля и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

Священномученик Димитрий родился в 1884 году в селе Полтево Ярославской губернии в семье диакона Григория Казанского. По окончании Ярославской духовной семинарии он был рукоположен во священника и направлен служить в Преображенский Севастиановский монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии. С монахинями у него сложились прекрасные отношения, многие оценили его как высоко духовного пастыря и впоследствии, когда монастырь был закрыт, перебрались жить к нему на приход.

В 1915 году отец Димитрий был направлен служить в храм в Пошехонье, а в 1928 году — в село Белое и назначен благочинным. Поскольку обновленчество, поддерживаемое властями, продолжало составлять некоторую угрозу для Православной Церкви, отец Димитрий написал небольшую работу с разбором обновленческих заблуждений, предназначая ее для священников благочиния.

В первых числах ноября 1929 года местная ячейка Союза воинствующих безбожников развернула в селе Белое кампанию по закрытию церкви. Отец Димитрий отправился вместе с церковной старостой по домам прихожан и собрал подписи семисот человек, протестующих против закрытия храма.

ОГПУ стало допрашивать свидетелей в дни коммунистических праздников 7 и 8 ноября, что само собой оказывало на них давление, — слишком живо было воспоминание о принесенных во время революции жертвах, слишком легко было оказаться присоединенным к числу этих жертв. Первым был допрошен коммунист, приехавший из города организовывать колхоз. Он показал следователю, что местный священник отличается хорошим поведением, не пьет, трудолюбив и говорит отличные проповеди, в которых утверждает, что власть хочет отобрать у православных здание храма для колхоза. Люди, слушая эти речи, стали идти против колхоза и даже настраивали своих детей-комсомольцев, и те также не шли в колхоз.

Был допрошен бывший председатель приходского совета, который сказал, что отец Димитрий обладает большим авторитетом, и поскольку он сам проводил регистрацию верующих, то кто и хотел бы отказаться от храма, не мог этого сделать.

Многие подвижники, жившие в начале ХХ столетия, вглядываясь в события надвигающегося века, предполагали наступление вслед за ним Страшного суда. Это был век, в котором выявились и высокое мужество, и верность Христу и Его заповедям, и крайнее малодушие. Люди иногда отказывались от своих родителей лишь потому, что те были священнослужителями. Один из таких сыновей лихого ХХ века и стал свидетелем против отца Димитрия. Вызванный на допрос, он рассказал, что по многим селам и деревням Союз воинствующих безбожников провел кампанию, добиваясь отказа верующих от церкви в селе Белое и передачи ее под клуб. Но встретил яростный отпор со стороны населения. Одной из причин этого является позиция священника Казанского, который ведет активную религиозную пропаганду, настраивая население антисоветски.

Против отца Димитрия выступил и служивший вместе с ним диакон, который вполне подтвердил общее мнение, что священник Димитрий Казанский является очень ревностным пастырем, и его многие почитают как праведника; к нему приезжает много монахинь даже из дальних монастырей, некоторые сравнивают его с отцом Иоанном Кронштадтским. Будучи ярым староцерковником, священник не может примириться с советской властью и всячески старается вооружить против нее население. Он часто произносит проповеди, в которых заявляет, что началось гонение на веру, и, являясь благочинным, оказывает большое влияние на духовенство. Диакон сказал, что искренне раскаивается, что служил вместе со священниками и им поддакивал, но это было только потому, что он был от них материально зависим. «Я готов, — заявил он, — порвать со служением, убедившись, что Церковь служит прикрытием контрреволюционных элементов. Показания мои верны, правильны, в чем и расписываюсь».

9 ноября 1929 года отец Димитрий был арестован и после допросов, во время которых он виновным себя не признал, был заключен в тюрьму в городе Рыбинске. В обвинительном заключении следователь написал об отце Димитрии, что тот виновен в том, что объединил вокруг себя все антисоветские элементы, женщин-фанатичек, монахинь, создал себе авторитет святого, второго Иоанна Кронштадтского, рассылал по приходам воззвания, в которых указывал на каноническую разницу между обновленцами и православными, при обыске у него обнаружены послание патриарха Тихона, письмо епископа Угличского Серафима, копии его собственных воззваний, которые он, как благочинный, распространял, по его словам, руководствуясь своими убеждениями и не придавая им политического значения.

3 января 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника к пяти годам заключения в концлагере. В конце января он был отправлен этапом в концлагерь, находившийся в городе Котлас.

По возвращении в 1934 году из концлагеря отец Димитрий поселился в Пошехонье, где жила его семья; здоровье его за время заключения оказалось сильно подорванным, однако он не мог не служить и в том же году направился к митрополиту Ярославскому Павлу (Борисовскому) с просьбой направить его на приход. Митрополит Павел благословил его служить в одном из храмов в Ярославле, а жить с ним в одном доме. В Ярославле отец Димитрий прослужил полтора месяца, а затем, узнав, что есть свободное место священника в одном из храмов в городе Любим, просил митрополита направить его туда, на что получил благословение и уехал в Любим.

5 марта 1937 года отец Димитрий был вновь арестован и допрошен, но виновным себя ни в чем не признал, а на вопросы следователя, с кем встречался и о чем говорил, отвечал, что не помнит.

12 апреля следствие было закончено. Отец Димитрий был обвинен, в частности, в том, что хранил контрреволюционную монархическую литературу с контрреволюционным провокационным содержанием. Под литературой власти имели в виду письмо, полученное им из Тутаева от его друга-пастыря еще в 1934 году, сразу после возвращения отца Димитрия из заключения:

«Милый и дорогой отец Димитрий Григорьевич! — писал тот. — Получил Вашу дорогую весточку, спасибо Вам за добрые отношения и память. Да, у Вас вышла неладиха! Что делать, мир! Просит свое и требует как бы законное… дело уладится, смотреть и думать надо по-Божьи, дело пастырей было и будет всегда под особым попечительством Промысла и Его святой воли и управления. Люди свое, а Бог свое, что Ему угодно, в мире человеческие одни произволы и грехи… Вы и сами прекрасно руководитесь указанием и добрым желанием, которое приятно Господу. Зреть Его лицом и беседовать во святыни и правде!.. Запаситесь пока добрым настроением, в чем вам помощником будет святой Ангел Хранитель! Оставьте все свои планы и предположения на волю и милость Божию!».

15 августа 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило отца Димитрия к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Димитрий Казанский скончался в заключении 17 июля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru.

 

Священномученик Петр (Токарев)

Память — 7/19 августа и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

 

Петр (Петр Никитович Токарев) родился в 1881 г. в семье мещанина Тульской губернии. Окончил духовную семинарию и Демидовский Юридический Лицей, имел степень кандидата юридических наук.

В 1910 г. был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом. Служил в Преображенской тюремной церкви г. Любима, затем в Богоявленском соборе. С 1919 года — в Ярославле.

О. Петр был наделен замечательным даром слова. Слушая его проповеди о покаянии, о сохранении верности Христу и Его Церкви, прихожане плакали.

О. Петра дважды, в 1923 и 1930 годах, арестовывали за «ведение антисоветской агитации, попытку создания контрреволюционной организации и помощь ссыльным церковникам». В 1937 г., когда о. Петр служил в Георгиевской церкви с. Обнорское Любимского района, его арестовали в третий раз. На единственном допросе священник не признал себя виновным в антигосударственной деятельности. 19 августа 1937 г. его приговорили к расстрелу, и в тот же день он принял мученическую смерть.

Причислен к лику священномучеников в 2000 году.

 

Священномученик Иаков (Архипов)

Память — 13/26 августа и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

14 октября 1888 года в селе Беленицыно Владимирской губернии, в бедной крестьянской семье Ивана Архипова родился мальчик Яков. С детских лет возлюбивший Господа, он был одарен прекрасным голосом. Будучи еще юным отроком, он решил покинуть отчий дом. До 1914 года он «ходил по разным церквам в качестве церковного певчего», а затем служил псаломщиком в Пошехонском и Даниловском уездах, преподавал пение в училище с. Ермаково. Там он встретился со своей будущей супругой Анной Николаевной. В 1919 году Яков был призван в Красную армию, где служил руководителем хоровой секции. После демобилизации Иаков Архипов принял священный сан, и в 1921 году был назначен священником в Преображенский собор уже тогда закрытого Спасо-Геннадиева монастыря. Общение с монахами обители, частые совместные богослужения способствовали тому, что отец Иаков, направленный через девять лет в обычный приходской храм, продолжал служить «по-монастырски».

Глядя на голодный обираемый народ, он все силы свои отдавал на служение Господу и несчастным обездоленным людям. Его горячая молитва сразу же нашла отклик в сердцах верующих. В церкви с. Воскресенье-Руново (ныне с. Руновское Тутаевского района) число прихожан стало заметно возрастать. Несмотря на крестьянское происхождение и всего лишь трехлетнее обучение, о. Иаков производил впечатление человека образованного. Он много читал, грамотно писал, интересовался науками. Книг в доме было много. Жила семья священника бедно, но, по воспоминаниям прихожан, батюшка «последнее мог отдать».

Самоотверженное служение простого сельского священника было расценено ОГПУ как «контрреволюционная агитация». 1 декабря 1930 года о. Иаков был арестован и осужден на три года концлагерей. Срок он отбывал в Казахстане. Дома остались без всяких средств к существованию жена и пятеро детей. В 1934 году отец Иаков вернулся из ссылки. Место священника в Рунове оказалось занято, и он некоторое время служил в селе Верхне-Никульское Мологского уезда, снова в разлуке с родными. После смерти настоятеля Воскресенской церкви батюшка вернулся домой и в свой храм. В 1937 году началась новая волна арестов. 5 августа отца Иакова вновь арестовали как «члена повстанческой кулацкой контрреволюционной группы». Свою вину он отрицал, никого не оговаривая.

26 августа отец Иаков был расстрелян. Место его захоронения неизвестно. Определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви священник Иаков Архипов был канонизирован.

 

Священномученик Владимир (Виноградов)

Память — 9/22 декабря и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

 

Владимир Флегонтович Виноградов родился 24 октября 1874 г. в семье псаломщика. В 1900 году окончил Ярославскую духовную семинарию. В 1903 году рукоположен в священника к церкви с. Киово Любимского уезда. В 1910 году — переведен в с. Козы того же уезда. За безупречное пастырское служение и за усердное преподавание Закона Божьего в церковно-приходских школах о. Владимир был удостоен церковных наград.

В 1918 году, после заключения Брестского мира и окончания Первой Мировой войны, в деревни Ярославской области возвратились солдаты русской армии. Но вскоре советские власти объявили новый призыв, теперь — в Красную армию. Но крестьяне не хотели больше воевать. Они начали собираться на митинги протеста, иногда бурные. Советская власть жестоко подавила эти возмущения, назвав их «бело-зеленым мятежом». Все духовенство, служившее в этих областях, было обвинено в пособничестве мятежу и репрессировано.

Жертвой террора стал и о. Владимир. 22 декабря 1919 года он был приговорен к высшей мере наказания. 22 декабря 1919 года Ярославской губернской ЧК был приговорен к расстрелу. Принял мученическую смерть. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Награды:

 

  • набедренник (за пятилетнюю службу в сане священника и за особые труды по должности законоучителя, 1908)
  • серебряная медаль в честь 25-летия церковно-приходских школ (1909)
  • бархатная фиолетовая скуфья (1913)

Литература:
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне // Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.50-51.

 

Священномученик Сергий (Заварин)

Память — 1 апреля/14 апреля и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (собор новомучеников российских)

Священномученик Сергий родился 10 сентября 1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской Духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея.

В 1927 году священник, служивший в храме в селе Троица-Закулижье Любимского района Ярославской области, проявил малодушие и публично отрекся от сана, и отец Сергий был назначен служить на его место. Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа, обвинив в потраве овса, в 1930 году – к штрафу за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили отцу Сергию уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Отец Сергий вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

После приезда отца Сергия в село Троица-Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 году они писали о священнике, что он, как личность антисоветская, «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил:
“может быть, уж служу в последний раз”»[1].

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ: «Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”»[2].
Во второй половине тридцатых годов отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает»[3].

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”»[4].

Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.
– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.
– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?
– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.

Следствие было закончено за один день, и 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель».
Тверь. 2006. С. 4-8

Библиография:
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Книга 2. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 115-116.
УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586.

Примечания:
[1]УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.
[2]Там же.
[3]Там же. Л. 3.
[4] Там же. Л. 13.

Комментирование запрещено